Инновационный подход в подъеме затонувших судов: опыт использования геонавигационного оборудования SPT AB.

В 2012 году направляющийся из Бельгии в Финляндию корабль Baltic Ace с грузом из автомобилей на борту столкнулся с другим судном и затонул. Три года спустя было принято решение поднять и утилизировать покоящийся на дне корабль. Но перемещение на поверхность корабля Baltic Ace требовало особой техники, которая обеспечит высочайшую четкость месторасположения стратегически важных точек бурения, проводимого наклонно-направленным способом. В случае с лежащими на дне судами бурение проходит под корпусом судна и нуждается в постоянном контроле направления скважин без каких-либо погрешностей в измерении. Чтобы провести настолько аккуратную работу использовали гироскопический инклинометр с непрерывным азимутом GyroTracerDirectional, созданный шведской компанией Stockholm Precision Tools AB. Весной 2015 года задача с подъемом Baltic Ace была успешно решена, под чутким наблюдением GyroTracerDirectional за отклонениями направляющих скважин было проведено наклонно-направленное бурение, затем судно было разделено на 6 частей и перемещено на сушу.

Проекты по извлечению из воды кораблей зачастую отличаются внушительным бюджетом и представляют серьезный риск, как для человека, так и для природы. В случае с Baltic Ace опасными факторами выступило расположение затонувшего корабля - в сотне километров от оживленного порта на небольшой глубине, что могло стать причиной других кораблекрушений. На окружающую среду неблагоприятное воздействие могло оказать более 500 литров мазута, которые находились на борту судна. Таким образом, подъем корабля было необходимо провести быстро и очень аккуратно, минимизируя воздействие на природу и возможные риски.

Представители Mammoet Salvage, уже использовавшие устройства SPT AB для подъема танкера в Иране, снова пришли к шведским разработчикам. Чтобы отслеживать ход работы и снимать скважины использовали гироинклинометр GyroTracerDirectional, который установили на видоизмененном блоке горизонтально ориентированного бурения. Блок, в свою очередь, был установлен на особом штуцере хвостовика и закреплен вдоль борта баржи. Хвостовик опускался в море пока его фронтальная часть не достигла заданной точки расположения на дне, с которой начиналось бурение. Гироинклинометр SPT AB обеспечил высокоточную и оперативную съемку скважин, что способствовало успеху всего проекта, в очередной раз подтвердив качество своей работы и широту сферы применения.