Новый подход в решении задачи подъема затонувшего танкера: опыт использования непрерывного гироскопического инклинометра GyroTracerDirectional SPT

Amuriyab - нефтяной танкер объемом 82 000 тонн - затонул в Иране в начале 90х годов, и долгое время оставался на дне. Строительство причала, необходимого для экспорта почти всего нефтяного сырья, которое добывают в стране, спустя годы вернуло внимание государства к лежащему на дне танкеру, так как движению судов, проходящих к причалу, мешал затонувший Amuriyab. В 2014 году проблема затонувшего судна встала наиболее остро, его нужно было поднять на поверхность. Для того, чтобы перенести на сушу судно длиной 282 метра, корпус нужно было разделить на части с установленным весом.

Главным исполнителем проекта выступила фирма Mammoet. После проведения первого исследования было установлено, что используемые ранее способы расположения режущих цепей могут создать погрешности в определении веса секций Amuriyab. Чтобы решить эту задачу была необходима новая методика, которая обеспечивает высочайшую четкость расположения положений вступления и отступления бурения наклонно-направленным способом, что представляет собой проведение работ без траншеи, которые обычно проводятся для проложения кабелей по рассчитанной траектории ствола, создания трубопроводов, кабелепроводов с минимальным влиянием на экологию. В случае с иранским танкером работы по бурению проходят под судном, и необходимая технология должна отслеживать наклонение направляющих скважин без погрешностей.

Воплощением решения задачи выступил гироскопический инклинометр GyroTracerDirectional SPT. Основным аргументом при выборе этого инструмента стало то, что разработка SPT - уникальное устройство, которое сохраняет в реальных условиях заданную четкость и гарантирует скорость расчетов. Всесторонние испытания показали, что инклинометр GyroTracerDirectional обеспечивает необходимую точность для контроля трудного наклонно-направленного бурения, необходимого для подъема судна.

В большинстве случаев для достижения наилучшей четкости бурения используется изучение скважины устройствами, собирающими геофизические данные, хотя в последние годы некоторые компании начинают использовать технологию гироскопической инклинометрии с непрерывным измерением азимута, и количество таких подрядчиков растет с каждым годом. Преимущества гироскопического инклинометра можно описать следующим образом:

* мгновенно реагирует на команды управления,

* способен без погрешностей вычислять угловую скорость,

* помогает изучать скважину в режиме реального времени,

* действует на скорости до 150 м/мин,

* постоянно передает информацию управляющему на сушу,

* обеспечивает высокую четкость бурения профилей скважин, как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении.

Постоянное фиксирование азимута отличает GyroTracerDirectional от других подобных устройств, созданных на основе постоянных колебаниях. В сравнении с ними, точность прибора SPT в 100 раз превосходит обычно используемые устройства направления наклонно-направленного бурения за счет использования вращающейся конструкции. Также разработка SPT не нуждается в том, чтобы задавать ему начало координат, так как этот прибор сам определяет навигацию на истинный север, который, в отличие от магнитного полюса, не меняет свое расположение со временем. Эта особенность инклинометра работает за счет вычисления оси вращения земли на основании угловой скорости ее вращения. Благодаря этому, устройство нуждается только в уточнении широты, в которой находится. Эти свойства работы инклинометра обеспечивают проведение обособленных измерений во всех координатах и нахождение курса на истинный север. К отличительным свойствам работы прибора также можно отнести устойчивость к магнитному фону, что допускает использование его в почве с магнитными возмущениями или опустить в обсадную колонну. Точность измерений при этом сохраняется на высоком уровне, и возможности применения устройства значительно расширяются. Для случая с подъемом танкера устойчивость инклинометра также играла важную роль, так как корпус судна был сильно намагничен.

Генеральный подрядчик работ по подъему танкера - компания Mammoet - в соответствии с собственной политикой по защите окружающей среды предъявила свои требования к оборудованию, включающие минимальное воздействие на природу. Гироскопический инклинометр GyroTracerDirectional использует одну точку входа и одну точку выхода, что минимизирует влияние на экологию и соответствует принципам компании.

Для реализации проекта по подъему лежащего на дне танкера GyroTracerDirectional закрепили на видоизмененном блоке бурения, направленного горизонтально, который, в свою очередь, разместили на особенном штуцере хвостовика вдоль борта баржи. Хвостовик заходил в море под наклоном 22,7⁰, пока его фронтальная часть не достигла запланированной точки на дне, где начиналось бурение. При выполнении бурения было сделано девять скважин под наклоном. Благодаря точности данных GyroTracerDirectional буровое долото достигло поверхности в рассчитанных точках, а затем в направляющие проходы были помещены цепи для резки, и судно было разделено на запланированные секции. Таким образом, первоначальная задача была решена с высочайшей аккуратностью и в сжатые сроки.

Успешный опыт использования гироскопического инклинометра GyroTracerDirectional для решения столь сложной задачи открыло новые возможности применения такого способа измерения. Подъем танкера Amuriyab стал первым опытом в использовании устройства GyroTracerDirectional для подобного рода бурения. Поразительная точность полученной информации превысила показатели других навигационных устройств с погрешностью более метра, которые ранее использовали для выполнения подобных задач. Инклинометр GyroTracerDirectional оказался уникальным инструментом измерения, которое помогло без погрешностей разместить режущие цепи под судном толщиной 44,2 метра. Ни один используемый ранее прибор подобной точности измерения предоставить не смог. Представители Mammoet и местный муниципалитет поблагодарили Stockholm Precision Tools - создателя GyroTracerDirectional - за прекрасное решение задачи, от которой, в итоге, зависело само создание причала и нефтяного терминала.

Данный проект в очередной раз доказал высокую точность и скорость измерений, которые демонстрирует гироскопического инклинометра GyroTracerDirectional, а также сделал очевидными широкие возможности применения этого устройства в разнообразных отраслях производства и строительства, таких как создание трубопроводов, кабелепроводов и кабелей на значительные расстояния. Высокая точность данных GyroTracerDirectional, подтвержденная многочисленными испытаниями в реальных условиях и отзывами операторов, теперь подкреплена и таким масштабным опытом.